Зимняя рыбалка в Карелии на Сегозере. Как поймать хариуса?

Журнал для бизнеса, науки и практики

08.02.2022

Автор: рыболовный эксперт Александр Голунов

Очень непростой, но наполненный событиями выезд получился неожиданно – на дворе было начало апреля, в Ленобласти лед на многих водоемах уже стал небезопасен, а закрыть сезон достойно очень хотелось. И было принято решение ехать в Карелию, где еще полноправно властвовала настоящая северная зима. Выбор пал на один крупнейших водоемов Карелии – Сегозеро. И основной целью поездки был хариус, которого зимой мне до сих пор не удавалось поймать. При этом мы все же решили немного подстраховаться – взяли с собой жерлицы и живца – ну не уезжать же с такого богатейшего водоема с пустыми руками, если вдруг с хариусом ничего не выйдет. Немного забегая вперед, скажу, что это было правильным решением. Но обо всем по порядку.

Начало

Для начала необходимо было преодолеть немалое расстояние – 700 километров. Пришлось выезжать в ночь, чтобы с самого утра начать искать одну из самых красивых и осторожных рыб – хариуса. У нашего сплоченного коллектива было всего два дня. Нам не помешал даже проливной дождь, после половины пути сменившийся сильным снегопадом. 620 километров до Медвежьегорска были преодолены и нам оставалось каких-то 80 километров по грунтовой проселочной дороге от Мурманского шоссе до деревни Паданы, расположенной прямо на берегу красивейшего озера. Дорога эта, видимо, чистится не регулярно. Более того – песком были посыпаны только отдельные её части, около деревень. А в основном это была покрытая снегом и льдом дорога, езда по которой, конечно, отняла много времени. Но нас и это не остановило – с рассветом мы были на очень уютной рыболовной базе, расположенной на небольшом мысе, уходящем прямо в озеро. Деревянные домики, словно экспонаты музея деревянного зодчества, особо подчеркивали красоту и неповторимый колорит старинной русской деревни.

Чтобы немного заинтриговать читателя, скажу пару слов о самом водоеме, который является вторым по величине (после Онежского озера) во всей Карелии. Сегозеро, или Сегозерское водохранилище, имеет площадь более 900 кв. км и глубины до 97 метров. Находится оно в Медвежьегорском и Сегежском районах республики Карелия. Размеры озера очень внушительны – почти 49 км в длину и до 35 км в ширину. Озеро, которому принадлежат порядка 80 островов, очень живописно, впрочем, как и вся природа северной Карелии.

Вечером, отдыхая около уютного и немного усыпляющего камина, нам посчастливилось пообщаться с местным жителем - уроженцем соседней деревни Карельская Масельга на юго-восточном побережье Сегозера. Он рассказал нам много интересных историй, связанных с этим озером. Например, об удивительном явлении, которое произошло здесь в начале осени 1928 года. В Лысой губе, которая расположена в юго-восточной части Сегозера, где-то в середине дня вся вода из залива ушла. На дне осталось много рыбы, которую ребятишки и даже взрослые стали собирать в корзины, в подолы рубашек, в любую емкость. А через какое-то время услышали гул и увидели приближающуюся волну около пяти-шести метров высотой. Слава Богу, ребятишек всех спасли, жертв не было. А вода заняла свое первоначальное положение. Но тут свершилось второе чудо - вода оказалась настолько теплой, что местные жители смогли с удовольствием там купаться. И это в октябре.

Подобные явления на Сегозере наблюдались на протяжении веков, о чем свидетельствует народная память, но в последние 50 - 70 лет они стали происходить с нарастающим постоянством. Но предложить какое-либо природное объяснение всему происходящему наука и ученые пока не в состоянии.

Рыбалка

Но вернемся к рыбалке. Несмотря на большое количество разнообразной рыбы в озере, добыть ее очень непросто. Основные сложности характерны практически для любых больших водоемов, таких, например, как Ладожское или Онежское озёра – это и огромная площадь, и неравномерно рассредоточенная по водоему рыба, большие глубины, и то, о чем нужно всегда помнить – это погода. От своих друзей-рыбаков, которые летом разбивали лагерь на островах Сегозера, я неоднократно слышал как они в течении нескольких дней не могли вернуться на берег из-за внезапно разыгравшихся штормов, и были вынуждены сидеть и пережидать на острове, практически без связи, которая даже в деревне очень слабая.

Самыми интересными, можно сказать, спортивными объектами ловли на водоеме особенно для приезжих являются сиг и хариус. В первую очередь в зимний сезон. Ловить их – настоящее удовольствие! Но при этом рыбы эти очень прихотливые и осторожные – то солнце слишком ярко светит, то «мушка» не подходящая. Однако награда стоит всех приложенных усилий! Процесс ловли очень непростой и непредсказуемый. В чём мы и убедились на собственном опыте.

По прибытию на базу все оказалось намного сложнее, чем мы ожидали – хариуса в данный период ловят почти в двадцати километрах на запад от базы, а щуку с окунем – в десяти километрах на восток. И, к сожалению, совместить эти два абсолютно разных вида ловли не получится. Поэтому нами было принято непростое решение – чтобы не пропасть живцу, в первый день ловить жерлицами, а во второй – хариуса, выдвинувшись за ним пораньше с утра.

15-20 минут на снегоходе по живописным карельским перелескам – и мы уже в одном из заливов Панозера (местные его называют Сегозерком или малым Сегозером). Расположено оно на противоположенной стороне дороги, проходящей через Паданы. Отличается преимущественно небольшой глубиной и большим количеством коряг, которых с избытком что по берегам, что подо льдом. Благородная рыба сюда не заходит – здесь ей неинтересно, разгуляться негде. А вот окунь со щукой, имеющие яркий, практически золотой окрас, чувствуют себя здесь очень вольготно. Это полноправные хозяева местных подводных джунглей.

Не успели мы выставить и несколько жерлиц, как первый флажок ярко-красным сигналом оповестил нас о поклевке. А за ним и второй, и третий… Кто попадал на яростный щучий клев, тот поймет, что такое «щучья демонстрация». До обеда не то, чтобы окуня поблеснить, даже чай попить не было времени. При этом и холостых поклевок было немало – видимо, местный окунь тут присутствовал в большом количестве. Поскольку под нами находился мощный коряжник, времени распробовать живца мы щуке практически не давали. Иначе снасть мгновенно заводилась под корягу и достать её, хотя бы без рыбы, было очень непросто, а иногда вообще невозможно.

Щуки тут злые и голодные. Напоминают большого бродячего пса, которому кинешь кость, он её схватит и бегом куда-нибудь за угол, в укромное местечко. И там уже спокойно эту кость грызет. Подобное щука и проделывала с нашим живцом – пару раз пришлось снасть обрывать, а однажды при помощи багра и терпения одного из наших рыбаков (а может ему просто снасть обрывать было жалко) удалось вытащить хитрую хищницу вместе корягой.

Тут надо отдать должное леске Momoi Feeder Line 0,45 диаметра. Несмотря на то, что она летняя, фидерная, уже который год я её использую зимой на жерлицах, и очень ей доволен.

Feeder Line.jpg

После обеда щука видимо наелась и нам удалось переключиться на ловлю окуня. Не сказать, что он был очень крупным – граммов 250 максимум, но мы получили огромное удовольствие от его ловли! Очень красивый, как будто копченый, с ярко-красными плавниками, дерзкий и голодный полосатый хищник клевал практически на всё. Мормышки, мушки и бокоплавы, небольшие блесны и балансиры – в ход шло все! При этом окунь явно предпочитал яркие, преимущественно кислотные цвета.

Получив массу удовольствия, мы провели первый день на лоне потрясающей, ни с чем не сравнимой карельской природы. А вечером, любуясь на красивейший закат, с наслаждением поужинали свежеприготовленной копченой рыбой, и скорректировали планы на следующий день. А планы то у нас были по истине «наполеоновские» - на снегоходе нас должны были забросить на каменную гряду, где мы с нетерпением ожидали встретить местного хариуса.

Но, к сожалению, утром нашим планам пришлось резко измениться. Закрепленный за нами «Буран» сломался, просто отказался заводиться. Конечно, его починка требовала гораздо больше пары утренних часов. Мы оказались в очень непростой ситуации – рядом с базой ловят только налима, да и то ночью. Ни пешком, ни на машине до намеченных мест не добраться. Что делать?! И вот тут-то главную роль сыграл наш опыт, полученный в поездках на Кольский полуостров, а, также наша наблюдательность.

Еще вчера, когда мы рано утром ехали вдоль озера к базе, дорога местами шла прямо в плотную к озеру. И если воспользоваться подробной картой, можно было бы найти интересный береговой рельеф, и, уже привязавшись к нему, рассчитывать найти интересные места для ловли хариуса. Ведь на Симбозере мы ловили его прямо с берега, в тех местах, где каменистые россыпи плавно уходили в воду. Именно в таких местах очень любит охотиться хариус.

И тут нам повезло – карту Сегозерского водохранилища нам выдал сотрудник базы, слегка смущенный неприятной ситуацией со снегоходом. Карта оказалась весьма подробной: с обозначением глубин, гряд и прочих подробностей. Это нас вполне устроило, и через десять минут мы уже мчались в сторону Медвежьегорска, не отрывая глаз от навигатора. Наш выбор пал на каменистую косу, выступающую в озеро и находящуюся примерно в ста метрах от дороги.

Мы были абсолютно уверенны в выбранном решении, и единственное, что смущало – это ясная солнечная погода, которую, что летом, что зимой хариус не любит. Об этом нас и местные предупредили. Но выбор у нас был не велик. Не домой же возвращаться?

На месте мы были в девять часов утра. И, не сговариваясь, начали бурить лунки в почти метровом льду. Нам надо было найти глубину около полуметра подо льдом. Нашли мы её не сразу, а после стали облавливать обширное каменистое мелководье. Несмотря на очень толстый слой льда, под ним в лунке было видно кристально чистую воду и главное - камни! Это было то, что мы искали! Лунка сразу же затемнялась снегом, чтобы не пугать рыбу. Оставлялось лишь небольшое отверстие, чтобы опустить мормышку.

Первые два часа усердных поисков поклевок не принесли, силы наши были почти на исходе, а надежда на удачный исход постепенно таяла. Перепробовали все, что можно – и различные мормышки с опарышем (так ловят местные), всевозможные «мушки» и «нимфы», в том числе, хорошо показавшие себя летом на Кольском. Ничего не помогало. И тут у меня при очередном подъеме приманки со дна произошла уверенная поклевка – кивок резко согнулся вниз. Рука машинально сделала короткую резкую подсечку и … вместо упругих рывков и тяжести (по крайней мере, так я себе это все представлял), я ощутил какое-то совсем слабое шевеление на том конце лески. Такое бывает, когда ловишь зимой леща, и вдруг вместо него на мормышке оказывается мелкий колючий ерш, практически прозрачный, но очень наглый. Сразу стало понятно, что это не хариус! И даже не сиг. Я вообще в начале не поверил, что тут может что-то иное клюнуть. И тем не менее, это была рыба! Настоящая! И, кстати, пойманная мной впервые в жизни. Бычок-подкаменщик, взъерошенный и ощетинившийся как ёж, и такой же гордый. Клюнул он на сухую мушку, привязанную выше основной мормышки с пучком опарышей. Но мне-то хотелось другого!

Минут через двадцать, уже в другой лунке, произошла очень вялая, почти незаметная поклевка. Теперь уже на опарыша. И на моём рыбацком счету появилась еще одна невиданная доселе рыба – гольян. Очень красивый, похожий на маленькую форель, он был сфотографирован и бережно выпущен в родную стихию как и бычок. Эх! Неужели все-таки не судьба?

Решил сходить к своим напарникам, попить горячего чая и поделиться «успехами». Но на полпути мне пришлось остановиться – как-то очень неестественно начал двигаться наш компаньон, склонившись над лункой. Стало понятно, что «село» что-то крупное и агрессивное из серии «отдай удочку». Но пока я до него добежал, тот уже разогнул спину. «Рыба ходила кругами, в лунку завести не смог – ушла», - поделился он первыми впечатлениями.

Конечно же про чай я сразу забыл – нашел в себе силы сделать очередную серию лунок, и, присыпав их снегом, стал в ускоренном темпе их облавливать. Максимум пять минут на одной лунке, и бегом к следующей. Но по прошествии часа поклевок так и не случилось, и надо было начинать собираться в нелёгкий обратный путь. И вот, в тот момент, когда уже собрались уходить, кивок шевельнулся! Мне даже на мгновение показалось, он, также, как и я, вздрогнул. Я замер. Кивок продолжал подрагивать как осиновый лист на ветру, а я несколько мгновений не мог решиться на подсечку. Мне казалось, что это снова какой-нибудь мелкий представитель местной ихтиофауны пробует приманку. Переборов себя, я сделал уверенную подсечку и ….. Это был хариус! Никаких сомнений в этом не было. Мгновенно оказавшись на коленях перед лункой, я, еле сдерживал рывки крупной рыбы, которая, казалось, начала настоящий марафон, без конца наматывая круги. Время в тот момент для меня остановилось. Минут пять я удерживал своего соперника, то отвоевывая несколько сантиметров лески, то отдавая обратно. Кстати, не могу не отдать ей должное – леска Momoi Nano-Soft Winter, причем очень небольшого диаметра – 0,117 мм, оказалась на высоте. Видимо, спасло специальное покрытие, потому что во время этой непростой борьбы она не один раз задевала за острую кромку лунки. Но это я понял уже потом. А в тот момент я думал одно только об одном – «только бы не сорвалась, только бы не ушла».

Мне удалось завести его в лунку. И как только из лунки появилась серебристая голова с торчащей из пасти красной «нимфой», я понял, что вот теперь он мой! Выхватив его из лунки и отбросив на безопасное расстояние, я чувствовал, как меня переполняют эмоции и чувство незабываемой радости!

Это была настоящая победа! Ведь одно дело летом на известном водоеме выследить, где хариус ведет свою охоту на насекомых, и аккуратно подав приманку, его поймать. Хотя и это, конечно, довольно непросто. Совсем другое дело – зимой, оказавшись впервые на огромном водоеме, в ситуации, когда, казалось бы, все против тебя, все правильно рассчитать и все-таки поймать его! Не наловить мешок рыбы, которую потом не знаешь, куда деть, а поймать одного, но настолько значительно более ценного «хорька» - это дорогого стоит. Таких эмоций я не испытывал очень давно!

К сожалению, на этом рыбалку нужно было заканчивать, так как впереди нас ждал очень нелёгкий путь домой. Но перед выездом хариус, в котором было добрых восемьсот граммов, был приготовлен и незамедлительно съеден.

Обратный путь, казалось, пролетел быстрее, чем из Петербурга в Паданы. Всю дорогу мы строили планы на летний сезон. И, конечно, в этих планах отдельное место теперь занимает и Сегозеро, со множеством неразгаданных тайн и загадок. Безусловно, подготовка в следующий раз будет гораздо серьезней, и, уверен, будет пойман еще не один трофейный хариус, но этот первый, несомненно, навсегда останется в памяти. Это рыбалка, и мы любим её как раз за непредсказуемость и те прекрасные эмоции, которыми наполняется душа настоящего рыбака.

Возврат к списку

Напишите Нам!
Ваше сообщение не отправлено
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз
Забыли пароль?
Ваше сообщение успешно отправлено
Мы с вами свяжимся в ближайшее время
Подтвердите, что вы не робот