Рыбалка на Кольском полуострове или ода русскому джипу

Журнал для бизнеса, науки и практики

30.12.2021

Автор: рыболовный эксперт Александр Голунов.

Прошёл всего лишь год после нашей первой поездки, и наша команда решила во второй раз покорить полюбившиеся места, но уже с лучшей подготовкой.

Введение

В этот раз два состава отправились в разное время. Первая команда стартовала в последних числах августа на «буханке» с внедорожной резиной с охотничьим и рыболовным оборудованием: лодкой, двумя электрическими лебёдками, лопатами, бензопилой. Как и следовало ожидать, расстояние в пятнадцать километров было преодолено быстрее, хотя и не без труда. Буквально через пять часов компания разбила лагерь на уже знакомой стоянке. Всю неделю стояла прекрасная солнечная безветренная погода. Как оказалось, в такую погоду хорошо клюет кумжа, за это время было поймано порядка 30 рыб на дорожку, в заброс, но исключительно с лодки и далеко от берега. А вот хариус в такую погоду ловился нечасто, хотя попадались экземпляры больших размеров. Форель в речке клевала как и в прошлый раз очень редко.

Так прошла неделя. Сплоченная компания, расслабившаяся под северным солнцем, сменялась: двое рыбачили в лодке, двое на речке, и наоборот. Я в это время готовился стартовать в составе следующей команды в середине сентября.

За отведённое нам время хотелось изучить ещё и окрестные места. Ведь практически в шаговой доступности расположено несколько лесных озёр, а также совсем неизученная нами речка Симба, впадающая в Лебяжью. Ведь развлекаясь ловлей пеструшки мы проходили не более 500-700 метров. А ведь дальше речка не кончалась, а разделялась на три рукава. Один продолжал путь в Кочкозеро, а два других уходили в сторону и вели соответственно в озеро Яичное и в Печозеро. Изучая эти места дома с помощью карт они показались нам очень перспективными, и была поставлена задача минимум два дня посвятить изучению этих рукавов.

Сборы и отправка

Сборы были очень продуманными и недолгими. Подготовленная для такой поездки Нива шла уверенно. Необходимо отдать должное нашему водителю. Накануне он преодолел путь в Питер из города Орёл практически 1100 км. Переночевав в городе на Неве, он снова сел за руль и, имея среди нас лишь одного сменщика, отправился с командой в путь. Во многом благодаря его мужеству, терпению и абсолютному знанию машины у нас всё получилось. Ровно в двенадцать часов ночи мы, наконец, съехали с основной трассы на лесную дорогу. Конечно, мы были очень уставшими и хотели уже остановиться переночевать в лесу. Но в темноте сразу не нашли нормальную поляну для ночлега, и наш водитель принял решение двигаться дальше.

Ехать нам пришлось очень медленно в полной темноте по лесной дороге, проложенной когда-то «Уралами». Оставалось примерно пятнадцать километров, которые мы преодолели за 11 часов практически без перерывов. Конечно, мы вспомнили, как легко преодолевали брод и бесконечные болота пешком. А теперь на каждом таком месте раскручивалась лебёдка, и с помощью бензопилы строились мосты через топи и трясину, несколько раз нам пригодился и хайджек. Но Нива вместе с профессиональным водителем показали себя на все 100 процентов. Сложилось такое впечатление, что на этом автомобиле можно попасть практически в любой заветный уголок земли.

Начало рыбалки

Озеро встретило нас ровно в одиннадцать утра полнейшим штилем, а на его зеркальной глади возникали так хорошо знакомые нам круги - это охотился хариус. Естественно, все мысли поспать и отдохнуть были отложены. В рекордные сроки был разбит лагерь, установлены палатки, под огромным тентом оборудовано место для приготовления пищи. Бросив жребий, двое рыбаков поехали «штурмовать» озеро на лодке, а двое отправились на одноименную речку половить форель. Мне посчастливилось попасть в первый экипаж, и наша небольшая трёхметровая лодка с мотором 2 л.с. взяла курс на каменную гряду посередине озера.

Нас ждала удача. Первый заброс блесны, недолгое ожидание и…. мощный удар! Над водой появляется большой спинной плавник, напоминающий парус. Спиннинг Seika Zenith выгибается в дугу, но уверенно гасит рывки трофейного хариуса.

WhatsApp Image 2021-12-30 at 14.09.31.jpeg

Хорошо, что я заранее ослабил фрикцион на катушке, иначе тоненький флюорокарбоновый поводок мог бы и не выдержать. Кстати, катушка показала себя без нареканий – Tubertini Evoke отработала всю поездку на «отлично», ни одной петли не скинул, фрикцион не подвел. Я остался доволен этой недорогой, но очень надежной катушкой.

После первых пяти хариусов мы с напарником немного успокоились и даже где-то расслабились, смакуя каждую поклёвку, каждую выловленную рыбу. А зря. Прямо из-за северной части Хибин на нас надвигалась мощнейшая гроза. Противоположный берег из-за обрушившейся на него стены дождя пропал. Нам стало понятно, что очень серьезная гроза идёт прямо на нас. До стоянки необходимо было пройти по воде почти пять километров. Поэтому нам пришлось промокнуть на ближайшей песчаной косе, и потом мокрыми до нитки ехать в лагерь. Но не с пустыми руками. Там нас уже ждали горячий чай, заваренный с листами брусники, черники и голубики, и жареная форель.

К ним тут же добавился засоленный хариус. Это был первый ужин нашего путешествия. И хотя впереди их было как минимум шесть, этот запомнился больше всего. Кстати, за всю следующую неделю дождик лишь раз немного нас промочил, а так с погодой нам просто повезло. Хотя так жарко, как у нашей предыдущей компании, в этот раз не было. Шла середина сентября, и мы попали в настоящее заполярное «бабье лето».

Здесь хочется сделать небольшое отступление и немного рассказать о снаряжении. В первой части статьи я уже рассказывал о некоторых необходимых атрибутах поездки. Добавлю несколько тезисов. Дело в том, что погода на краю северных озёр и рек осенью особенно непредсказуема. Днём на солнце температура воздуха может превысить двадцать градусов. А вечером под тентом палатки может оказаться ледяная земля. Всё-таки не надо забывать, что мы находимся в Заполярье, а под нами вечная мерзлота. Так что очень рекомендую иметь с собой толстую пенку, а ещё лучше – надувной матрас и тёплый пуховый спальник. Максимальное утепление особенно ночью позволит вам проснуться в хорошем настроении, а не с больным горлом.

Вообще, хочется отметить, что в последнее время природные катаклизмы в виде всеобщего потепления пришли и сюда. Других причин, почему последняя наша поездка была «украшена» жужжанием слепней и кваканьем лягушек я, честно говоря, не вижу.

Следующие два дня были примерно такими же. Крупного до полутора килограммов хариуса было много. Помимо хариуса в озере ловилась и кумжа, в основном на дорожку. Максимальный размер её был пять килограмм. Но клевала она нечасто, видимо, повлияла смена погоды. И, в отличии от хариуса, с подбором приманок были некоторые проблемы. Единственное, на что она более-менее регулярно клевала – это красная с золотом блесна Kuusamo Latka, а также воблер фирмы Smith TS Joint Minnow с расцветкой под форель. Но поклёвки были нечастые, поэтому мы постоянно переключались на ловлю хариуса, который был очень активен.

Пару слов о снастях, которыми ловили. Спиннинг Seika Zenith длиной 240 и тестом от 5 до 25 грамм с катушкой Tubertini Evoke 3000 и плетёнкой Ultron Supreme WX8 в диаметре 0,12, был основным инструментом при ловле хариуса и кумжи, как в заброс, так и на дорожку. Для форели пришлось брать более деликатное удилище. Им стал Seika Twitch Spinn небольшой длины – 1.80 м, все-таки речка маленькая с заросшими берегами. Тест небольшой – от 2 до 12 грамм.

Это позволяло ловить блеснами 3-5 грамм, и при этом за счет очень грамотного средне-быстрого строя вовремя гасить рывки рыбы и не рвать её губы при вываживании. Катушка Tubertini Aryas со шнуром Ultron WX4 Pro 0,08 мм, в который раз не подвела, в чем я не сомневался. И обязательным условием для любой снасти был флюорокарбоновый поводок.

Только диаметр разный – для хариуса с кумжей – 0,25 Ultron Fluorocarbon, для форели – 0,15 Momoi Pro Max Fluorocarbon. Все-таки, вода очень чистая и прозрачная, поэтому рыба крайне осторожная.

По приманкам как и в прошлый раз не было равных красной Smith Pure и Daiwa Crusader золотого цвета.

RQok9TmOCbA.jpg    cde054dba0120e96058a62e254487a43.jpg

Четвёртый день был посвящён изучению речки Симбы и её притоков. К сожалению, не совсем удачно, так как наш товарищ, рискнув пойти один, поскользнулся на камнях, повредил ногу и еле дошел до лагеря. Обидней всего, что он забрался достаточно далеко, почти до Печозера, и самые интересные места стали только начинаться. Ему даже удалось наблюдать выход по-настоящему крупной кумжи, причём на глубине полуметра, но рыба была крайне осторожна и взять приманку не решилась. Значит это место мы поизучаем в следующий раз.

А на пятый день произошел довольно забавный эпизод. Мы с напарником решили всё-таки разнообразить ловлю и пойти осваивать небольшое лесное озеро под названием Кочкозеро. Озеро интересовало нас в первую очередь наличием щуки. Дело в том, что озеро проточное. Со стороны Симбозера в него впадает речка Симба, а с другой стороны вытекает речка Лебяжья, которая, как оказалась, тоже богата форелью.

И, надо сказать, щуку мы нашли. Не сразу, конечно. Пришлось обойти озеро практически по всему диаметру. И наши труды были вознаграждены. В одном месте метрах в двадцати от берега мы обнаружили ярко выраженный свал с метра до трёх, местами поросший водорослями. Вот тут мы её и обнаружили. Самая большая из пойманных нами щук потянула почти на шесть килограмм и оказалась необыкновенно вкусной: с розовым мясом и с отсутствием даже намёка на запах тины.

Проходя по песчаному берегу, мы наткнулись на свежий след медведя, которого, видимо, и спугнули. И всю последующую рыбалку нам пришлось постоянно оборачиваться, с опаской поглядывая в густые заросли карельской сосны.

Но и это было не всё. Чуть подальше нам удалось поймать дикого гуся, который запутался в зарослях березы. В начале были мысли, конечно, его отпустить. Но летать он уже не мог – одно крыло было сломано. Судя по всему, он готовился стать обедом дикого зверя. Поэтому мы разнообразили наш вечерний рацион.

Хотя щуки было много и нам удалось найти точку с большой концентрацией рыбы, клевать она желала только на колебалку Kuusamo, причем на самой медленной проводке.

Больше ни на одну из приманок поклевок не было. И в лагерь мы пришли с такой богатой добычей, что пришлось рыть специальную глубокую яму, которая служила нам холодильником и помогла сохранить до отъезда засоленную рыбу.

Что касается снасти, для ловли щуки мы использовали спиннинг Seika Pike Killer с катушкой Tubertini Redon и шнуром ProJig X8-Vision. В очередной раз этот «состав» не подвел.

WhatsApp Image 2021-07-02 at 23.14.07.jpg

Тот день нам ещё запомнился поломкой единственной бензопилы. Но вечером мимо нашей стоянки на квадроцикле с прицепом проезжал местный рыбак - житель близлежащего Оленегорска. И он великодушно отдал нам свою бензопилу с просьбой ее вернуть уже в городе, когда будем уезжать. Что, естественно, мы и сделали, в придачу отдав ему часть нашего улова. Вот такое здесь доброе и отзывчивое местное население, готовое прийти на помощь абсолютно незнакомым людям. Это было, конечно, очень приятно.

Оставшиеся дни были практически очень похожи друг на друга – хариусы, форель, немного кумжи, щуки, песни под гитару у костра. А последний вечер был украшен настоящим северным сиянием, которое мы видели первый раз в жизни.

И, наконец, настала пора собираться в обратный путь. Обратная дорога по лесу заняла уже гораздо меньше времени. На большинстве топких мест нами по дороге на озеро уже были наведены мосты, осталось некоторые из них укрепить и немного подлатать. Так что до нормальной дороги мы добрались без особых приключений. А вот дальше без них не обошлось. Еще не выехав с территории Карелии, ночью у нашего автомобиля развалился задний привод. Пришлось до города Кандалакша ехать очень медленно, и только к утру мы были в магазине запчастей. Потом ещё пару часов ремонта автомобиля, и мы отправились в Питер.

Вот такая получилась у нас поездка. Неразгаданных тайн осталось очень много, неосвоенных водоёмов в тех краях – ещё больше. В ближайших планах посетить эти места где-нибудь в апреле-мае, когда на Кольском ещё в полный рост продолжается зима.

И об этом я постараюсь рассказать в своей очередной статье, посвящённой нестандартному подходу к одному из самых популярных рыболовных мест на земле.

Возврат к списку

Напишите Нам!
Ваше сообщение не отправлено
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз
Забыли пароль?
Ваше сообщение успешно отправлено
Мы с вами свяжимся в ближайшее время
Подтвердите, что вы не робот